Прерывание исковой давности при международном взыскании задолженности

Если иностранная компания нарушила свои обязательства, то в большинстве случаев, спор решается в хозяйственном арбитраже. Основное затруднение заключается в том, что участники разбирательства находятся по разные стороны границы, и нормы правоприменения могут различаться. В частности, это касается сроков исковой давности по коммерческим спорам.

Давность сроков для участников конвенции ООН

Как правило, в странах СНГ и ближнего зарубежья необходимо подать иск не позже, чем через 3 года после возникновения конфликта. Существуют исключения, приостанавливающие исчисление срока, например, непреодолимые обстоятельства, участие в военных действиях и т.д.

Интернациональная конвенция ООН о сроках исковой давности, действительная в государствах, подписавших этот документ, продлевает возможность международного взыскания задолженности на срок до 4 лет. Скажем, например, Белоруссия подписала конвенцию, и если страна, где находится второй участник спора, тоже относится к подписавшим, на протяжении 4 лет можно инициировать получение причитающихся средств.

Такие ситуации возникают в следующих случаях:

• товар поставлен, но не оплачен покупателем;
• услуга оказана, но не проплачена заказчиком;
• перечислен аванс, но обязанности не выполнены;
• нарушены условия договора и требуется принуждение;
• нарушены требования по качеству, санитарным нормам и т.п.

Как осуществить прерывание срока исковой давности

К основаниям прерывания относится:

• официальное признание претензий виновником;
• подача искового заявления с инициацией разбирательства;
• частичная уплата долга или выполнения обязательства;
• письменная просьба должника о предоставлении дополнительного срока на оплату долга или выполнения обязательств;
• подписание сторонами соглашения о графике оплаты долга.

Какие конкретно действия считаются достаточным основанием для прерывания искового периода, как правило, указываются в постановлениях Высших судов, устанавливающих судебную практику по данным вопросам. В целом для стран СНГ они однотипные, но тем не менее в каждой стране есть свои определенные нюансы, которые следует учитывать, когда урегулирование спора путем переговоров переросло в долгоиграющий процесс.